ФГОС основного общего образования (5-9 кл.)
Приказ Мин.Просвещения от 31.05.2021г. № 287 "Об утверждении ФГОС основного общего образования"
Приказ УОАБМО от 15.10.2021 года №553/1 ОД "Об утверждении плана мероприятий по введению обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования в общеобразовательных организациях Буденновского муниципального округа"
Приказ УОАБМО от 09.03.2022 года № 127 ОД "О назначенииответственных за проведение оценки готовности введения обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО"
Оценка готовности введения обновленных стандартов
Приказ МОУ СОШ № 16 от 29.12.2021 года № 210 "О создании рабочей группы по введению обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО"
Дорожная карта мероприятий по обеспечению поэтапного перехода на новые ФГОС НОО и ФГОС ООО на 2022 - 2027 годы
Положение МОУ СОШ № 16 о создании рабочей группы
План методической работы для постепенного перехода на обучение по обновленным ФГОС НОО и ФГОС ООО
Выписка из протокола педагогического совета № 2 от 28.12.2021 года
Памятка для учителей начальных классов
Памятка для родителей по ФГОС НОО
Памятка для родителей по ФГОС ООО
Анкета для родителей будущих первоклассников «Выбор учебных предметов и курсов для учебного плана с 1-го по 4-й класс по новому ФГОС НОО»
Анкета для родителей будущих пятиклассников «Выбор учебных предметов и курсов для учебного плана с 5-го по 9-й класс по новому ФГОС ООО»
Согласие на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286.
Новый ФГОС третьего поколения: изменения стандартов
Все учебные заведения ориентируются на образовательные стандарты,
которые разрабатывает государство. В грядущем году нас ждёт обновление этого важного документа. Рассмотрим ожидаемые изменения во ФГОС и что они будут значить для школьников и их родителей.
Что такое ФГОС
ФГОС — это федеральные государственные образовательные
стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования.
По ФГОС пишут учебники и методички, определяют, сколько
времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса.
Основной задачей ФГОС является создание единого образовательного пространства по всей России. Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на семейное обучение.
ФГОС также обеспечивает преемственность образовательных программ. Предполагается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания, необходимые для перехода на следующую. Иначе говоря, нельзя перейти в пятый класс, не владея знаниями и умениями начальной школы.
ФГОС должны соблюдать образовательные учреждения любого уровня, начиная с детского сада и заканчивая курсами повышения квалификации. Под эту необходимость попадают не только государственные, но и частные учебные заведения. Ведь все они подчиняются закону «Об образовании в Российской Федерации».
Основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС:
Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.
Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных.
Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее).
Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное).
Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось).
Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной
реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи.
Переход школ области на обновленные ФГОС https://omsk-mou134.nubex.ru/news/
С нового учебного года учащиеся первых и пятых классов должны перейти на обучение по обновленным ФГОС. Обсуждается вопрос перехода на обновленные ФГОС и 2-4 классов школ региона.
Какие шаги необходимо пройти региону, муниципальным и школьным командам, каким образом будет осуществлен переход на новый образовательный стандарт и какая подготовка прошла на федеральном и региональном уровне – детально об этом говорили на онлайн-совещании с министром образования Калининградской области Светланой Трусеневой, начальником департамента модернизации образования Ириной Поздняковой и ректором КОИРО Лилией Зорькиной.
Во встрече принимали участие руководители муниципальных органов управления образования, руководители и работники муниципальных методических служб, директора школ и их заместители.
Преемственность стандартов
Современная система обучения постоянно совершенствуется, адаптируется под изменяющиеся условия. Но, несмотря на это, структура обновленного стандарта осталась прежней – при этом она призвана вывести школьное образование на качественно новый уровень.
– Новые ФГОС являются преемниками тех стандартов, по которым мы сейчас работаем, – объясняет Лилия Алексеевна. – А именно, не изменилась структура стандарта. Она также содержит требования к результатам, к условиям и к структуре основной образовательной программы. Что изменилось? Более четко структурированы планируемые предметные результаты по годам обучения. Функциональная грамотность обозначена как обязательный результат обучения. Опираясь на системно-деятельностный подход школе, необходимо изменить позицию ученика — перевести в активный формат действия.
Новые стандарты в первую очередь адресованы педагогическим и административным работникам. Общие правила организации обучения в школе для обучающихся и правила взаимодействия с родителями сохраняются. Родители могут принимать активное участие в жизни школы. Остается ориентир на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов.
Такая преемственность стандартов позволит совершить мягкий переход на обновленные стандарты.
Единое образовательное пространство и воспитание
Обновленные ФГОС призваны обеспечить создание на территории страны единого образовательного пространства.
Появляется более чёткое представление предметного содержания по годам обучения. В обновленных стандартах это жестко закреплено. Это делается для того, чтобы обеспечить единство образовательного пространства. Также распределены по годам обучения предметные, метапредметные и личностные результаты. — отметила Лилия Зорькина.
Кроме этого обновленные стандарты призваны усилить роль школы в воспитании детей и молодежи – в структуру основной образовательной программы внесена программа воспитания.
О функциональной грамотности
В новых стандартах появилось понятие – «функциональная грамотность». Необходимо знать, как с этим понятием работать, какое оно занимает место в образовательном процессе и какие пути его формирования.
– Важно провести сцепку двух понятий, над которыми мы сегодня работаем: это функциональная грамотность наших обучающихся и переход на обновленные стандарты, – подчеркнула Светлана Трусенева. — Это не должно быть отдельным звеном в деятельности, оценке и структуре работы нашего учителя, наших методистов, наших заместителей директоров – необходимо, чтобы это очень органично отразилось на всей внутришкольной деятельности
Апробация
В целях поддержки образовательных организаций и органов управления образованием работает портал Единого содержания общего образования – https://edsoo.ru. Здесь размещены методические материалы, рабочие программы, нормативные документы, методические видеоуроки, а также анонсы просветительских мероприятий и конструктор рабочих программ по учебным предметам.
С 15 сентября 2021 года на портале была запущена апробация примерных рабочих программ начального общего и основного общего образования в текущем 2021-2022 учебном году. Это возможность для педагогов изучить программы, которые будут введены в стандарты, включить какие-то элементы в свои уроки и готовить новые учебные планы под эти программы.
Из нашего региона к работе присоединилось 180 учителей из 23 образовательных учреждений. Апробация будет проходить до 30 апреля этого года. Как итог – будет осуществлена экспертная оценка. Опыт будет представлен учителям по использования примерных программ в учебном процессе.
– Важно обратить внимание на те ресурсы, которые созданы в помощь учителям, школьным командам и подключить учителей к апробации рабочих программ, – отметила Светлана Трусенева. – Это очень важно, чтобы был результат и фальстарт не состоялся.
Начать апробацию примерных рабочих программ: https://edsoo.ru/Aprobaciya_primernih_rabo.htm
В Калининградской области создан координационный совет и утвержден план мероприятий по введению обновленных ФГОС. Вскоре будет запущена работа сети методических центров: ведущую роль будет играть ЦНППМ на базе КОИРО. Также консультационные пункты будут созданы во всех муниципальных образованиях.
17 марта 2022 г.
Изменения ФГОС
Изменения ФГОС–2021
Как стало |
Как было |
Что сделать школе |
Стандарты обеспечивают вариативность содержания ООП – закрепили три способа, как этого достичь:
– сочетать различные учебные единицы – предметы, курсы, модули; – вводить углубленное изучение предмета; – разрабатывать ИУП |
Не устанавливали вариативность программ, не закрепляли конкретные способы. Однако школа могла изменять содержание ООП по собственному усмотрению. Исключение – обязательные требования, их менять нельзя |
Введите углубленное изучение предметов на уровне НОО и ООО, если есть запрос от учеников и родителей, необходимые условия.
Предлагайте ИУП одаренным детям, которые заняты спортивной, творческой и иной деятельностью вне школы, или, наоборот, отстающим детям |
Уточнили и расширили требования к результатам освоения программы по всем видам – личностным, метапредметным, предметным. Добавили результаты по каждому модулю ОРКСЭ. На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин |
Требований к результатам было меньше |
Учтите требования к результатам освоения модулей ОРКСЭ при разработке ООП НОО.
Если вводите углубленное изучение предметов в основной школе, ориентируйтесь на требования к результатам во ФГОС ООО |
Унифицировали содержание пояснительной записки ООП. На уровне НОО больше не нужно указывать состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности. На уровне ООО добавили общую характеристику программы. Для обоих уровней заменили подходы к формированию ООП и задачи реализации на механизмы реализации программы |
Содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО |
Составляйте пояснительные записки к новым ООП НОО и ООО по единым правилам |
Унифицировали требования к рабочим программам. Они формируются с учетом рабочей программы воспитания и содержат указание на возможность использования электронных образовательных ресурсов.
Рабочие программы внеурочной деятельности дополнительно содержат форму проведения занятия |
Не было требований:
– к тематическому планированию курса внеурочки с учетом рабочей программы воспитания; – тематическому планированию рабочих программ с учетом возможности использования электронных образовательных ресурсов и цифровых образовательных платформ по каждой теме; – формам проведения внеурочных занятий |
Впишите в тематическое планирование каждой рабочей программы (кроме программы воспитания) электронные образовательные ресурсы, которые можно использовать при изучении темы.
Не указывайте в рабочих программах внеурочки формы организации и виды деятельности. Вместо этого напишите формы занятий |
На уровне НОО конкретизировали учебные предметы и модули.
На уровне ООО заменили некоторые предметы на модули. В предметной области «Математика и информатика» оставили только предметы «Математика» и «Информатика». В математику входят курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Предмет «История» включает курсы «История России» и «Всеобщая история» |
Деление предметов и курсов по предметным областям было другим. На уровне НОО стандарт не закреплял предметы и модули |
Учтите новое деление на предметы и модули при разработке рабочих программ и учебного плана, раздела ООП о требованиях к предметным результатам |
Закрепили, что изучение родного и второго иностранного языков можно организовать, если есть условия в школе и заявление родителей |
Изучение родного языка было обязательным для всех, а второго иностранного – на уровне ООО |
Закрепите в ООП и локальных актах, что организуете изучение родного и второго иностранного языков из перечня школы, если для этого есть условия и заявление родителей.
Поручите классным руководителям основной школы собрать заявления с родителей, которые хотят, чтобы их дети изучали второй иностранный, родной язык и родную литературу. Поручите учителям начальной школы собрать заявления родителей об изучении детьми родного языка и литературного чтения на родном языке |
Изменили объем часов аудиторной нагрузки. ФГОС НОО:
– 2954 – минимум; – 3190 – максимум.
ФГОС ООО:
– 5058 – минимум; – 5549 – максимум.
Уменьшили объем внеурочной деятельности для НОО – до 1320 часов за четыре года |
Объем часов аудиторной нагрузки во ФГОС НОО:
– 2904 – минимум; – 3345 – максимум.
ФГОС ООО:
– 5267 – минимум; – 6020 – максимум.
Объем внеурочной деятельности для НОО – 1350 часов за четыре года |
Учтите объем новой нагрузки при разработке ООП НОО и ООО, в том числе при распределении часов в учебном плане и тематическом планировании рабочих программ |
Изменили структуру содержательного раздела ООП. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Добавили рабочие программы учебных модулей |
Содержательный раздел ООП включал:
– программу формирования УУД на уровне НОО или программу развития УУД на уровне ООО; – программы отдельных учебных предметов, курсов внеурочки на уровне НОО; – рабочую программу воспитания; – программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на уровне НОО; – программу коррекционной работы |
Учтите новую структуру содержательного раздела при разработке ООП |
Закрепили использование электронных средств обучения, дистанционных технологий. Если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, нужно обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам на территории школы и за ее пределами |
Норм об электронных средствах обучения и дистанционных технологиях не было |
Организуйте для учеников индивидуальный авторизированный доступ к информационным и электронным образовательным ресурсам, информационным технологиям, которые применяете в обучении. Закрепите это в ООП и локальных актах |
Закрепили возможность и правила деления учеников на группы. Теперь образовательную деятельность можно реализовывать в группах по-разному, в том числе с углубленным изучением отдельных предметных областей, предметов – с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, психического и физического здоровья, пола, общественных и профессиональных целей детей |
Норм о делении учеников на группы не было |
Применяйте разные образовательные модели в группах, на которые разделили класс – если это необходимо для успешного освоения программы |
Изменили требования к рабочей программе воспитания. Теперь она может, но не обязана включать модули. Главное – описать четыре обязательных раздела.
Для ООО закрепили дополнительные требования. Программа должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учитывать социальные потребности семей и т. д. |
Рабочая программа воспитания была модульной и включала обязательные разделы. Для рабочей программы воспитания ООО было меньше требований |
При разработке новых рабочих программ воспитания сначала ориентируйтесь на ФГОС, а затем на примерные программы воспитания и методические рекомендации к ним. Проверяющие применят санкции только если ООП противоречит ФГОС, а не другим документам, которые не являются нормативными |
На уровне ООО установили требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественно-научного цикла нужно оснастить комплектами специального лабораторного оборудования |
Устанавливали общие требования к оснащению кабинетов. Так, в школе должны были быть лингафонные кабинеты и помещения для проектной деятельности, занятий музыкой |
Оцените оснащение кабинетов по требованиям ФГОС в рамках ВСОКО.
Учтите требования к оснащению при разработке новой ООП ООО, программы развития школы, плана ФХД и планировании закупок в 2022–2023 годах |
Ввели новые требования к форме учебных пособий. Теперь, если обеспечиваете каждого ученика учебным пособием, надо предоставить его в печатной форме. Дополнительно можно предоставить электронную версию |
Не устанавливали форму учебного пособия |
Учтите новые требования к форме пособий при разработке ООП, в том числе рабочих программ предметов, курсов, модулей.
Закупите необходимые учебные пособия в печатном виде |
Исключили норму, по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем раз в три года. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Как часто он должен это делать, теперь не указано |
Была норма о том, что непрерывность профессионального развития работников должна обеспечиваться за счет освоения дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года |
Оставьте в планах повышения квалификации обучение педагогов раз в три года. Такое право работникам дает Закон об образовании. Если работники будут обучаться реже, у проверяющих могут возникнуть вопросы |
Закрепили, что адаптированные программы на уровне ООО разрабатывают на основе нового ФГОС ООО. Для этого в него добавили вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. Для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо внести адаптивную физкультуру. Если увеличиваете срок освоения адаптированной программы до шести лет, объем аудиторных часов не может превышать 6018.
Из ФГОС НОО убрали нормы об учениках с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), так как для них действуют отдельные стандарты |
ФГОС НОО можно было использовать для разработки АООП НОО. Также можно было разработать программу коррекционной работы.
ФГОС ООО также содержал требования к программе коррекционной работы, но их было меньше |
Поручите педагогам не использовать новый ФГОС НОО при разработке АООП НОО.
Учтите новые требования к обучению детей с ОВЗ при разработке АООП ООО |