Программа МОУ СОШ № 16 по профориентации
План профориентационной работы школы на 2022-2023 учебный год
План работы по профориентации для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)
Уважаемые родители!
Информируем Вас о возможности получения образования, самореализации и развития талантов Ваших детей в Специализированном учебном научном центре Северо-Кавказского федерального университета. СУНЦ СКФУ осуществляет подготовку одаренных детей и подростков по образовательным программам среднего общего образования. Деятельность СУНЦ СКФУ направлена на развитие их интеллектуальных и творческих способностей, а также, на включение в научную, научно[1]техническую и проектную деятельности. С 1 марта 2023 года стартовала приемная кампания, в рамках которой проходит конкурсный набор выпускников 9-х и учащихся 10-х классов, проявивших выдающиеся способности в учебе, науке и творчестве. Вся официальная информация представлена на сайте университета
https://www.ncfu.ru/abitur/Priemnaya-kampaniya-2023/SUNC-2023/,
а также в Телеграмм-канале "Поступающие в СУНЦ" https://t.me/SUNCCKFU
О ВЕДЕНИИ ПРОФМИНИМУМА!!!
Министерство просвещения России с 1 сентября 2023 года внедряет в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы Единую модель профессиональной ориентации - профориентационный минимум. Цель введения профминимума - решение задач по развитию экономики
и укреплению технологического суверенитета Российской Федерации.
Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций российской федерации, реализующих образовательные программы основного общегои среднего общего образования
Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- Профессиональной просвещение;
- Профессиональная диагностика;
- Профессиональная консультация и др.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе в 2022-2023 учебном году:
1-4 классы:
Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
Представления о собственных интересах и возможностях;
Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
Групповое и индивидуальное профконсультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
Профессиональное самопознание;
10-11 классы:
Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной работы в школе:
Оформление уголка по профориентации, страничка на школьном сайте в разделе «Профориентационная работа в школе».
Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами района и области.
Работа с учащимися:
- Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий «Мир профессий» и др.;
- Тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления профнаправленности;
- Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
- Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
- Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования;
- Проведение мероприятий по профориентации, конкурсов по профессии, конференций
Работа с родителями:
Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ (памятка для родителей)
Принятие решения о выборе профессии
Важнейшая задача – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности. На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.
Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать типичных ошибок. Знание их оградит молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее подходящую для него профессию.
Типичные ошибки при выборе профессии:
Выбор профессии «за компанию»
Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.
Выбор престижной профессии
В данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).
Отождествление учебного предмета с профессией
Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание – журналистика. Однако, профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, a не только написание статей.
Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится
К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.
Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии
Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условия, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).
Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии
Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.
Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах
Помощь в самопознании могут оказать психологи, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.
Выбор профессии под давлением родителей
Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка: нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. То есть через ребенка они пытаются реализовать свою мечту; часто родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно для семейной жизни»: «Будь врачом – нас и себя будешь лечить», «Становись поваром – хоть готовить научишься» и т.д.; еще одно родительское заблуждение – представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и хорошо оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и склонности, и реальная оценка ситуации.
Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае – высшее образование, может быть достигнут и ступенчатым путем: ПУ – техникум – ВУЗ, или при совмещении работы с заочной формой обучения.
Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно помогать, но не заставлять.
Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:
Первый фактор – «Хочу» Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день.
Второй фактор – «Могу» Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.
Третий фактор – «Надо» Узнайте, будет ли востребована выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.
1.Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
2.Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
3.Исследуйте шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
4.Продумайте вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.
Выбор профессии - выбор будущего
Приказ Министерства образования СК №1289-пр от 24.07.2023 года "Об утверждении перечня общеобразовательных организаций, планирующих реализацию Единой модели профессиональной ориентации профориентационного минимума в 2023/24 учебном году (далее - профминимум)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Билет в будущее"
Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования
План профориентационной работы МОУ СОШ №16 с. Томузловского на 2023-2024 учебный год (Базовый уровень Профориентационного минимума)
Порядок реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования
Об утверждении плана мероприятий по подготовке к реализации Единой модели профессиональной ориентации - профориентационного минимума в общеобразовательных организациях Ставропольского края, планирующих его реализацию в 2023/24 учебном году
Приказ МОУ СОШ № 16 от 25.08.2023 года № 117.1 ОД «О назначении ответственного за реализацию профессионального минимума»
Программа по профориентации учащихся МОУ СОШ № 16
Программа изучения динамики мотивов выбора профессии старшеклассниками
Программа исследований по изучению степени и форм влияния, намерений родителей в выборе детьми профессии
Программа выявления представлений обучающихся о перспективных сферах деятельности, востребованных профессиях
Программа
Возрастные этапы профессиональной ориентации
Анкета для учащихся
Родителям о профориентации
Советы для родителей " как помочь своему ребёнку в выборе профессии"
Сценарии профориентационных мероприятий
Профориентационные тесты
Классные часы по профориентации
Информационная работа, профильная ориентация. 9класс
Словарь профессий
Мультсериал "Калейдоскоп Профессий"
Видеофильмы о профессиях для старшеклассников
Профориентационная беседа-диалог «Как выбрать профессию, или несколько советов выпускникам»
Беседа по профориентации учащихся «Ошибки при выборе профессии».
Беседа по профориентации: «Кот в мешке, или Типичные ошибки при выборе профессии».
Тренинг Я в мире профессий
Профессии будущего Видеофильмы о профессиях для старшеклассников
Профессии будущего
Десять профессий будущего
Профессии будущего: какие специальности будут востребованы до и после 2020 года
www.ucheba.ru http://www.ucheba.ru/
Учеба.ру является крупнейшим образовательным сайтом, который входит в структуру Издательского дома «Работа для Вас». Сайт адресован абитуриентам, студентам колледжей и вузов, специалистам, заинтересованные в получении второго высшего образования.
Центральная городская юношеская библиотека им. М. А. Светлова http://moeobrazovanie.ru/biblioteka_info.html
Центр профориентации библиотеки предлагает информационную поддержку по вопросам поступления в учебные заведения, выбора профессии.
www.rabochee-mesto.com http://www.rabochee-mesto.com/
Цель портала «Ваше рабочее место» – помощь в выборе профессии. Разработчики сайта оригинально решают задачу знакомства школьников с профессиями. Каждый специалист может рассказать о своей профессии по установленной схеме.
www.start4you.ru http://www.start4you.ru/
Сайт «Образование и карьера» – информационно-справочный ресурс для выпускников школ и студентов. Здесь размещены актуальные вакансии и рекомендации по выбору профессии и образовательного учреждения, поиску работы.
www.urc.ac.ru http://www.urc.ac.ru/abiturient/index.html
Общероссийская информационно-справочная система «Абитуриент» предназначена для поступающих в вузы и школы России. Основной задачей сайта является помощь в профессиональном самоопределении учащегося и выборе подходящего образовательного учреждения. Решению этой задачи посвящены и отдельные разделы сайта.
www.profvibor.ru http://www.profvibor.ru/
Сайт «Электронный музей профессий» – проект Центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский» Юго-Западного окружного управления департамента образования г. Москвы, адресованный, прежде всего учащимся, VIII–XI классов.
www.shkolniky.ru http://www.shkolniky.ru/
Сайт Столичного центра профориентации «Разумный выбор» адресован старшеклассникам, стоящим перед выбором профессии, и специалистам, работающим с подростками. Он информирует о содержании работы Центра (определение профессиональной пригодности; подбор учебных заведений для обучения; формирования профессиональной готовности к поступлению в учебное заведение), методах работы (индивидуальное и групповое, бланковое и компьютерное тестирование; тренинги личностного роста). Все услуги специалисты Центра оказывают бесплатно. На сайте представлен обширный материал по вопросам, связанным со столичным образованием.
«ПрофГид» http://moeobrazovanie.ru/profgid_info.html
Сайт посвящен выбору профессии и адаптации человека на рынке труда. Сайт адресован и взрослым, и подросткам, выбирающим свой путь.
Полезные ссылки:
www.edunews.ru - cправочник вузов России.
www.ucheba.ru - Образовательный портал. Содержит разнообразную информацию об образовании в России и за рубежом; сведения о вузах России. Тесты ЕГЭ.
Интернет-ресурсы по профориентации:
azps.ru Описание профессий, разные статьи по профориентации, технологии по профориентации, профориентационные игры.
www.pedlib.ru Педагогическая библиотека. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).
www.moeobrazovanie.ru Как выбрать профессию? Статьи по теме: Выбор профессии.
www.moeobrazovanie.ru Современные программы по профориентации.
liderlic22.ho.ua Профориентация: игры, тренинги.
testoteka.narod.ru Методики для профотбора и профориентации.
psihologschool.ucoz.ru Ошибки при выборе профессии, что влияет на выбор профессии
psihologschool.ucoz.ru Профориентационные игры
Интернет-ресурсы в выборе профессии:
www.find-job.ru Этот сайт посвящён целиком выбору профессии - на нём можно найти описания самых разных профессий, различные рекомендации, тесты и справочные материалы по выбору профессии
www.abiturcenter.ru Центр довузовского образования. Портал для абитуриентов. Справочник абитуриента. Интерактивное тестирование абитуриентов и старшеклассников. Подготовка к поступлению, Издание и распространение литературы для абитуриентов и старшеклассников. Новости довузовского образования
www.ed.vseved.ru Справочно-поисковая система "Образование в России". Рейтинг учебных заведений
www.abituru.ru Информационный портал для абитуриентов и школьников
www.proforientator.ru
Перечень вступительных экзаменов по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки в ГБОУ ВО СГПИ, подведомственного Министерству образования Ставропольского края
Перечень вступительных экзаменов по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки в университетах, подведомственных Минпросвещения России
Образовательные программы, разработанные Минпросвещения России совместно с ПАО «Газпром» на основе мероприятий социальной сферы с привлечением к этой работе отечественных высокотехнологичных компаний, направленных на повышение интереса к инженерному образованию и раннюю профессиональную ориентацию учащейся молодежи школьного возраста, действующих на территории производственной деятельности компании Группы Газпром
Предложения по реализации образовательных программ