Методические пособия ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» по реализации образовательной деятельности на базе центра «Точка роста».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа интеллектуально-спортивной направленности "Шахматы". Возраст 6,6-11 лет
Программа внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности "Первая медицинская помощь"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа интеллектуально-спортивной направленности "Промышленный дизайн"
"Я - спасатель"
Формы обучения:
очная
Нормативный срок обучения:
1 год
Учебный предмет, курс, дисциплина (модуль), предусмотренные соответствующей образовательной программой:
ОБЖ
Уровень образования:
базовый
Описание программы:
Настоящая программа предназначена для обеспечения процесса обучения школьников, приобретения ими необходимых знаний, ознакомления с научно-техническими и практическими задачами, приобретения навыков самостоятельного решения и практического применения теоретических знаний в различных чрезвычайных ситуациях, оказания первой доврачебной помощи, расширения кругозора, укрепления здоровья.
Программа имеет физкультурно-спортивную направленность. По форме организации является кружковой.
Отличительные особенности программы
Специфику программы обусловливает сочетание практико-ориентированных занятий с различными практическими тренингами. В программу входят разделы по изучению поведения в ЧС, по пожарной безопасности, дорожной безопасности, первой медицинской помощи, общей физической подготовке.
Социально психологически развитый человек в жизни, труде, межличностных отношениях руководствуется цивилизованными моральными и правовыми нормами, социальными ценностями, принятыми в данном обществе. Он ориентирован на гармоничное решение проблем своей жизни, обеспечение ее духовной и материальной полноты. Ему важно не только что он делает, но и как он это делает (творчески, качественно, красиво). Ответственный, трудолюбивый, добросовестный, оптимистично настроенный человек не боится трудностей, достойно переносит неудачи, в экстремальных ситуациях поступает в соответствии с нормами морали и совести. Социально развитая личность психологически интегрирована в общество, в котором она живет, что проявляется в ее гражданственности, патриотизме.
Важное социально-психологическое свойство личности, способствующее успешности в жизни, - это способность объективной оценки самого себя в обществе. Весьма существенной характеристикой человека и его поведения является групповая интегрированность, осознание себя как члена определенного социального слоя, группы.
Программа (PDF; 836.64 Кб)
Аннотация (PDF; 231.33 Кб)
Лего-конструирование
Формы обучения:
очно
Нормативный срок обучения:
1 год
Учебный предмет, курс, дисциплина (модуль), предусмотренные соответствующей образовательной программой:
окружающий мир, информатика
Уровень образования:
базовый
Описание программы:
Дополнительная образовательная программа «Лего-конструирование» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у детей умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Конструктор «ЛЕГО» открывает перед ними широкое поле для творчества, является уникальной базой для осуществления межпредметных проектов. Дети учатся самостоятельно принимать решения, объяснять, аргументировано отстаивать свои идеи. Совместная презентация проектов позволяет сплотиться коллективу, воспитывать чувство взаимопомощи, развивать любознательность и речь.
Образовательные конструкторы LEGO вводят учащихся в мир моделирования и конструирования, способствуют формированию общих навыков проектного мышления, исследовательской деятельности, группового обсуждения. Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие. Оно теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства
Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с обучающимися разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений).
Программа (PDF; 917.34 Кб)
Аннотация (PDF; 401.11 Кб)
Геоинформационные технологии
Формы обучения:
очно
Нормативный срок обучения:
1 год
Учебный предмет, курс, дисциплина (модуль), предусмотренные соответствующей образовательной программой:
информатика
Уровень образования:
базовый
Описание программы:
Новизна программы заключается в создании уникальной образовательной среды, формирующей проектное мышление обучающихся за сч?т трансляции проектного способа деятельности в рамках решения конкретных проблемных ситуаций.
Актуальность программы обусловлена тем, что работа над задачами в рамках проектной деятельности формирует новый тип отношения в рамках системы «природа — общество — человек — технологии», определяющий обязательность экологической нормировки при организации любой деятельности, что является первым шагом к формированию «поколения развития», являющегося трендом развития современного общества.
Программа предполагает формирование у обучающихся представлений о тенденциях в развитии технической сферы. Новый техно-промышленный уклад не может быть положен в формат общества развития только на основании новизны физических принципов, новых технических решений и кластерных схем взаимодействия на постиндустриальном этапе развития социума, а идея развития общества непреложно включает в себя тенденцию к обретению сонаправленности антропогенных факторов, законов развития биосферы и культурного развития.
Педагогическая целесообразность этой программы заключается в том, что она является целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения и позволяет обучающемуся шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и самореализовываться в современном мире. В процессе изучения окружающего мира обучающиеся получат дополнительное образование в области информатики, географии, математики и физики.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ является е? направленность на развитие обучающихся в проектной деятельности современными методиками ТРИЗ и SCRUM с помощью современных технологий и оборудования.
Программа (PDF; 932.5 Кб)
Аннотация (PDF; 516.28 Кб)
Игра на гитаре
Формы обучения:
очно
Нормативный срок обучения:
1 год
Учебный предмет, курс, дисциплина (модуль), предусмотренные соответствующей образовательной программой:
музыка
Уровень образования:
базовый
Описание программы:
Введение в образовательно-практическую деятельность.
Программа имеет два уровня усвоения:
I-начальный (развивающий). 1 год обучения. Этот уровень для учеников 5- 11 классов, рассчитан на один год обучения (105 часов). Режим занятий – 3 раза в неделю, 3 часа. В группе предполагается до 10-15 учащихся.
Начальный уровень предусматривает выявление музыкальных, голосовых, речевых данных, чувства ритма, желаний, целей и задач, которые он ставит перед собой, знакомство с элементарными требованиями программы.
Даются предварительные знания для практической игры на гитаре, знакомство с устройством инструмента, получают углубленные знания по нотной грамоте. Дети обучаются легким распевкам, учатся слушать себя, контролировать ритмические рисунки. Происходит знакомство с бардовскими песнями, композиторами. Значительное время на начальном этапе уделяется закладке новых привычек у детей (работе над вокальным исполнением, владением игры на новом инструменте, умению правильно держаться на сцене и т.д.). Важно отметить, что этот уровень не одинаков для всех. Развивающий уровень (базовый) по своей сути «навыковый», поэтому подход каждому ученику дифференцированный.
II- сценический (исполнительство перед аудиторией). 2 год обучения. Для учащихся 6-10 классов, рассчитан на один год ( 36 часов) с режимом работы – 1 раз в неделю ( 1 час). В группах предполагается до 10 учащихся.
Этот отрезок может быть болезненным для подростков в плане необычности роли, в которой он появляется перед своими товарищами. Это трудно, не привычно. Сказываются возрастные, психологические особенности. Ребята участвуют в общих концертах, на школьных мероприятиях. Каждый достигает того уровня, который соответствует его сценическим возможностям.
Программа (PDF; 862.67 Кб)
Аннотация (PDF; 343.61 Кб)
Юнармия
Формы обучения:
очная
Нормативный срок обучения:
1 год
Учебный предмет, курс, дисциплина (модуль), предусмотренные соответствующей образовательной программой:
ОБЖ
Уровень образования:
базовый
Описание программы:
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармия»» основана на комплексном подходе к подготовке молодого человека «новой формации», умеющего жить в современных социально-экономических условиях. Она дает начальные профильные знания в области морского дела; расширяет знания и вырабатывает устойчивые умения учащихся по целому ряду предметов (истории, географии, физкультуре, ОБЖ) формирует высокие нравственные и психологические качества, помогает обучающимся в построении системы жизненных ценностей, основанной на любви к Отечеству, уважении к ее истории, языку, культуре, традициям, позитивного отношения к почетной обязанности 3 защитника Отечества, развивает интерес к морской природе и морскому флоту России. Программа включает в себя, с одной стороны, усвоение учащимися социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства ребенком системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в обучение. Для реализации программы предложены современные педагогические технологии, приемы и методы, нетрадиционные формы проведения занятий. Отмечается новизна и в формах подведения итогов реализации программы и диагностики, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса и анализа результатов
Отличительной особенностью данной программы является ее долгосрочность и комплексный подход к предоставлению образовательной услуги. Программный материал образовательной программы по данному направлению объединен в целостную систему подготовки, имеет общие задачи, а также конкретные задачи на каждый период в отдельности. Новизной программы является то, что в своей работе и на занятиях используются нетрадиционные формы педагогических технологий, что явно интересно для обучающихся и хорошо влияет на усвоение материала. Учебные программы и учебно-воспитательный процесс постоянно совершенствуются, в основном за счет повышения собственной квалификации педагогов Центра и в результате обмена опытом с другими клубами и центрами. В программе гармонично сочетаются профориентация с нравственным, патриотическим, трудовым и физическим развитием обучающихся, предусмотрены большие возможности для практической работы, закрепления знаний и умений. Включение активных форм работы с детьми – игры, конкурсы, викторины, соревнования способствуют росту активности и интересу детей к данной программе, повышают роль воспитательной работы, развивают творчество, ускоряют процесс социализации. Соединение и конкретизация исторических, географических, профильных знаний, эстетического направления работы, воспитание лидерских качеств, умение организовывать свой досуг формирует и развивает личность ребенка. Объединяющим фактором данной комплексной программы является морская тематика. 4 Программа предусматривает выдачу соответствующих документов. По результатам освоения программы обучаемый получит – Сертификат. Занятия проводятся в форме лекций, бесед, семинаров, практических и выездных занятий, тренировок, экскурсий, военно-полевых сборов, игр. При разработке данной комплексной программы учитывались требования, предъявляемые к программе дополнительного образования.
Направленность данной программы–социально-педагогическая, через формирование качеств гражданина- патриота Отечества
Программа (PDF; 761.24 Кб)
Аннотация (PDF; 194.33 Кб)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа интеллектуально-спортивной направленности "Шахматы"
Формы обучения:
очно
Нормативный срок обучения:
2 года
Учебный предмет, курс, дисциплина (модуль), предусмотренные соответствующей образовательной программой:
Шахматы
Практика, предусмотренная образовательной программой:
практическая игра
Уровень образования:
базовый
Описание программы:
В условиях реализации новых государственных стандартов на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей
многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в шахматы стержневым
моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Таким образом, шахматы не только развивают когнитивные функции младших школьников, но и способствуютдостижению комплекса личностных и метапредметных результатов.
Программа (PDF; 1.51 Мб)
Аннотация (DOCX; 18.13 Кб)
Методические пособия "Точка роста" (PDF; 97.17 Кб)
Основы безопасности жизнедеятельности
Формы обучения:
очная
Нормативный срок обучения:
1 год
Описание программы:
Целью изучения и освоения программы является формирование у подрастающего поколения россиян культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является обязательным для изучения на уровне основного общего образования и является одной из составляющих предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».
Программа определяет базовое содержание по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в форме и объеме, которые соответствуют возрастным особенностям обучающихся и учитывает возможность освоения приемов умственной и практической деятельности обучающихся, что является важнейшим компонентом развивающего обучения.
На основе программы, курс «Основ безопасности жизнедеятельности», может быть выстроен как по линейному, так и по концентрическому типу. При составлении рабочих программ в отдельных темах возможны дополнения с учетом местных условий и специфики обучения.
Основы безопасности жизнедеятельности как учебный предмет обеспечивает:
• освоение обучающимися знаний о безопасном поведении в повседневной жизнедеятельности;
• понимание обучающимися личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности, ценностей гражданского общества, в том числе гражданской идентичности и правового поведения;
• понимание необходимости беречь и сохранять свое здоровье как индивидуальную и общественную ценность;
• понимание необходимости следовать правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
• освоение обучающимися умений экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков;
• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма, терроризма и наркотизма;
• освоение умений использовать различные источники информации и коммуникации для определения угрозы возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
• освоение умений предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников.
Программа (PDF; 782.03 Кб)
Информатика
Формы обучения:
очно
Нормативный срок обучения:
1 год
Учебный предмет, курс, дисциплина (модуль), предусмотренные соответствующей образовательной программой:
Информатика и ИКТ
Описание программы:
Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.
Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.
Термин «основная школа» относится к двум различным возрастным группам учащихся: к школьникам 10–12 лет и к школьникам 12–15 лет, которых принято называть подростками. В процессе обучения в 5–6 классах фактически происходит переход из начальной в основную школу; в 7 классе уже можно увидеть отчетливые различия учебной деятельности младших школьников и подростков.
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.